RSS-лента

Рычаг государственной власти

Четверг 31 марта 2011

Все властители прошлого уделяли большое внимание почте. Римское   государство — не исключение из  этого    правила. Римская почта достигла расцвета при    императоре Августе. Она называлась CUTSUS publicum (общественная, публичная). На самом же деле почта была не очень-то публичной. Почта Рима служила Августу и его приближенным. Что   же   касается граждан, не обладавших богатством и знатностью,   то  тут  уместно вспомнить   едкое   замечание   знаменитого римского оратора Цицерона:«Хотя писание писем и превосходный способ беседовать и поддерживать отношения с далеко живущими друзьями, но, к сожалению, нет возможности доставлять эти письма По назначению».

Колоритна   записка    философа Сенеки Другу Лукулу: «Твое письмо получил спустя много месяцев после его отправления. Я вынужден был поэтому обстоятельно расспросить подателя письма о твоих делах…».

Свидетельства выдающихся людей Рима вызывают недоумение: чем же занималась почта, так неторопливо доставлявшая письма? Увы, ее обязанности были не очень почтенны. Она составляла часть полицейско-осведомительной и карательной службы.

Подобно другим властителям древности, племянник Юлия Цезаря император Август был жесток и вероломен. Ему было девятнадцать лет, когда заговорщики убили Юлия Цезаря. Прикрываясь, как щитом, именем своего знатного родственника, Октавий (это имя носил в юности Август) назвал себя Цезарем Октавианом и смело схватился с политическими соперниками.

В этой борьбе Октавиан не жалел средств. Он привлек на свою сторону даже беглых рабов, подарив им прощение и свободу. Такая политика не замедлила принести плоды, и Октавиан торжествовал первые победы.

Только мрамор стен слышал приказ, который отдал своему почтмейстеру Октавиан. Но камни молчаливы, а государственные чиновники умели хранить тайну. Никто, кроме писцов, не знал слов, написанных на маленьких покрытых воском дощечках. Каждую дощечку аккуратно обернули полотном и запечатали восковой печатью. На полотняном конверте обозначили день, когда его надлежало вскрыть, — один и тот же день на всех конвертах.

Комментарии к данной записи закрыты.